SEO аудит: куда смотреть

Заказчик, обращаясь в SEO-компанию, идет за результатом и не заинтересован в том, чтобы разбираться в технических тонкостях. В случае с SEO, результат приходит не сразу, а обещания подрядчика либо оправдываются тем, что SEO это долгий процесс, либо могут быть просто обманом. Во втором случае вы теряете либо время, либо деньги, либо и то и другое.

К сожалению, до сих пор не редкость, когда агентства берут деньги за SEO и ничего не делают. Совсем ничего. Или (максимум) добавляют сайт в автоматизированную систему закупки ссылок и останавливаются на этом.

Есть и обратная сторона: молодые и активные компании любят рассылать SEO-аудиты, в том числе и нашим клиентам.

Это нормальная схема взаимодействия, но иногда содержание таких писем веселит. Чтобы напугать и привлечь внимание потенциального клиента, агентства склонны преувеличивать или находить проблемы там, где их нет: «У картинок не прописаны теги, с вас берут деньги не за что, скорее к нам, мы-то как пропишем альты и вы сразу в ТОП-10».

Исключить обман со стороны агентства и проверить, настроены ли базовые параметры оптимизации, можно с помощью бесплатного аудита, благо для этого созданы многочисленные онлайн-сервисы.

Мы попытались дать быстрый способ проверить, что происходит с сайтом, не углубляясь в технические детали.

Где проверить?

Чтобы быстро оценить, ведется ли работа с сайтом, воспользуйтесь любым бесплатным анализом сайта онлайн, например, нашим аудитом на главной.

Если хочется узнать больше о ресурсе и внимательнее изучить вопрос, добавляйте сайт в Яндекс.Вебмастер, используйте сервисы Google:

  1. PageSpeed Insights — для проверки скорости загрузки страниц.
  2. Инструмент для проверки оптимизации для мобильных устройств в Search Console.

Чтобы сориентироваться в стандартных аудитах, давайте посмотрим куда смотреть в первую очередь (а куда не смотреть).

Что анализируют и насколько это важно?

Индексация страниц в Яндекс и Google

Проверить, сколько страниц сайта присутствует в индексе поисковиков, полезно. Во-первых, убедитесь, что сайт попадает в результаты поиска, во-вторых, существенная разница в количестве страниц в индексе Яндекс и Google указывает на наличие дублей страниц или других технических проблем, негативно влияющих на оценку сайта со стороны поисковиков.

Значение ТИЦ

Тематический индекс цитирования поисковой системы Яндекс — округленное значение, основанное на оценке количества и качества ссылок на ресурс.

Оценивать этот показатель сам по себе не стоит, но результатом активной работы со ссылками будет постепенное увеличение ТИЦ. Индекс пересчитывается в среднем 1-2 раза в три месяца.

ТИЦ интересен владельцам сайтов, зарегистрированных в Яндекс.Каталоге (о нем ниже), потому что сайты в рубриках каталога расположены по убыванию тематического индекса цитирования.

Присутствие в Яндекс.Каталоге

Каталог Яндекса — это рейтинг сайтов по тематическим, типовым и географическим рубрикам. Регистрация в каталоге для коммерческих сайтов платная и к обязательным условиям продвижения в Яндексе не относится. Единственный случай, когда регистрация необходима — продвижение одного ресурса в поиске по нескольким регионам. Если у компании филиалы расположены в нескольких городах, то регистрация позволит сделать сайт видимым в поиске сразу в нескольких (до семи) городах.

Количество внешних ссылок

Если агентство декларирует работу с внешними ссылками, то логично проверить динамику. Здесь одно «но». Используйте один источник информации. Если проверить количество ссылок на сайт разными сервисами, то результаты будут заметно отличаться. Но для озвученной цели важно не значение, а динамика. Простой способ, продвигаясь в Яндексе, смотреть время от времени количество внешних ссылок в Яндекс.Вебмастере. Только помните, что в Вебмастере отображаются только те ссылки, которые учтены поисковиком и обновляется это значение со своей периодичностью.

Настройка главного зеркала

Зеркала — это сайты, являющиеся полными или частичными копиями (как site.com и www.site.com). Участвует в поиске только главное зеркало. Роботу поисковика мы сообщаем какое зеркало главное. Это важно для ранжирования сайта в результатах поиска.

Наличие файла robots.txt

Robots.txt — это текстовый файл, который содержит параметры индексирования сайта для роботов поисковиков. Если сайт продвигается в поиске, а robots.txt нет, то это серьезный повод задуматься.

Настройка 404 ошибки

Несуществующие страницы должны возвращать 404 ответ. Это настраивается, чтобы в индекс поисковиков попадали только полезные страницы. По опыту редко, но возникают ситуации, когда настроить корректную обработку несуществующих страниц не удается, но в таком случае мы сообщаем клиенту о такой проблеме и решаем её доступными способами.

Наличие ссылок на несуществующие страницы

Наличие ссылок на несуществующие страницы негативно оценивается поисковыми системами, а также может негативно влиять на пользовательские факторы.

Наличие файла sitemap.xml

Файл sitemap.xml это карта сайта для поисковика с информацией о страницах сайта, которые должны быть в индексе. Наличие файла — необходимость не для каждого проекта. Например, для небольшого по количеству страниц сайта наличие sitemap.xml не принципиально.

Вложенность страниц

Уровень вложенности (расположение страницы в структуре сайта) это то, на что стоит обратить внимание на этапе разработки. Да, вложенность косвенно указывает поисковикам на важность документа, но для уже существующего ресурса менять адреса страниц не всегда целесообразно и не на каждой платформе такая задача решаема.

Наличие счетчиков для оценки статистики

Наличие счетчиков Yandex.Metrika и/или Google.Analytics необходимость при продвижении в Яндекс и Google соответственно.

Title, H1, Description

Заголовки Title и H1, описания Description оцениваются по длине, уникальности и релевантности.

Title — заголовок страницы, он отображается (чаще всего) у ссылки на ресурс на странице результатов поиска. Именно этот заголовок дает понять поисковику, что содержится на странице. Title рекомендуется прописывать для всех страниц, важна уникальность и релевантность.

Заголовок H1 должен быть на странице и хорошо, если он не дублирует другие заголовки, например, Title. Заголовки в тексте дают роботу поисковика понять структуру документа.

Из содержимого тега Description формируется сниппет (как правило), поэтому обратите внимание, указаны ли на целевых страницах описания, причем уникальные и релевантные содержимому страницы.

Итак, продвижение в поиске невозможно без использования заголовков Title. Работа с сайтом в комплексе предполагает также добавление описаний Description, хотя бы на ключевых страницах.

Атрибуты alt и title у изображений

Яндекс рекомендует заполнять атрибут alt для изображений. Это «альтернативный текст», который будет показан, если картинка недоступна. Эта информация помогает роботам Яндекса индексировать изображения для Яндекс.Картинок.

Текст, указанный в атрибуте title тега img, появляется при наведении курсора на картинку.

Наличие этих атрибутов рекомендуется, но не обязательно.

Не забывайте, если на сайте какой-то текст представлен в виде изображения, то он не распознается роботом. Не используйте изображения как замену тексту.

Наличие favicon

Фавиконка — значок (небольшое изображение), которое отображается рядом с заголовком сайта в результатах поиска, в адресной строке браузера и в «Избранном». Она должна быть. На ранжирование в поисковиках фавиконка напрямую не влияет, но в результатах поиска и при добавления страницы сайта в «Закладки» её наличие делает сайт узнаваемым и может влиять на кликабельность сниппета.

Итак, чтобы проверить, есть ли намек на SEO, обратите внимание в первую очередь:

  1. представлены ли страницы сайта в поиске;
  2. создан ли robots.txt и указано ли главное зеркало;
  3. указаны ли соответствующие контенту страниц заголовки Title;
  4. установлен ли хотя бы один счетчик для оценки статистики.

В завершение хочется привести этакий ТОП-5 сомнительных рекомендаций из аудитов:

  1. «Советуем закрыть или удалить все исходящие ссылки».

    Убрать сомнительные ссылки на сторонние ресурсы полезно. А вот совет скрыть внешние ссылки не аргументирован. Если вы не уверены в качестве ссылки, её лучше вообще не оставлять на сайте.

  2. «Поисковая система Яндекс отдает предпочтение сайтам, которые есть в Яндекс. Каталоге».

    Если проверить, то легко найти массу примеров ТОП-10, где сайты, не присутствующие в Яндекс.Каталоге, выше размещенных там.

  3. «Наличие онлайн-консультанта. Если у вас на самом деле нет онлайн-помощника — вы теряете очень много денег».

    Онлайн-консультант это либо желание клиента, либо требование тематики, но не универсальная рекомендация. В противном случае, когда онлайн-консультант устанавливают просто так, он превращается в лишний фактор раздражения — менеджеры не отвечают на вопросы пользователей, а настройки по-умолчанию мешают работе с сайтом. Об этом мы писали подробно.

  4. «Выделение текста жирным. У Вас есть выделение текста — это хорошо :) Следите, чтобы его не было слишком много и не выделяйте только ключевые слова».

    Почему хорошо выделять текст жирным — непонятно. А целое предложение это слишком много или нет? В отношении контента такие размытые оценки смотрятся странно. Пишите для людей, пусть им будет легко читать.

  5. «Мы не смогли найти Ваш сайт в каталоге Dmoz. Поисковая система Google отдает предпочтение сайтам, которые есть в данном каталоге».

    Здесь ситуация аналогично рекомендации в отношении Яндекс.Каталога.

0 комментариев

Новый комментарий